Елена Матюшенко

ФЕНОМЕН ФЕНЕЧКИ
(Опыт порождающей культурологии)


 

Его Величеству Ясному Солнышку —
мое приношение

В хиппи культуре феничками, или феньками, называют браслеты, сплетенные из бисера, нитей или кожи (обычно — неснимаемые), а также другие вещички, которые вешают на себя или сумки. Фенички не покупают, это дурной тон. Исключением — но это относится только к периферии субкультуры и к несколько расширенному токованию слова «феничка» — могут быть лишь авторитетные в этой культуре ярмарки, такие, как в свое время вильнюсский Казюкас. Фенички, как правило, не делают для себя самих: их принято приносить в дар как знак сердечного расположения (иногда даже малознакомым людям), и чаще всего их плетут специально для конкретного человека. Тот, кто сталкивался с хиппи культурой, имеет обо всем этом представление.
Феничка очень интимна и абсолютно неофициальна. Свидетельствуя о принадлежности к определенному культурному сообществу, феничка имеет свою собственную, активно «немажорную» и «нецивильную», эстетику — не такую, как у этих правильных, обеспеченных, устроенных, довольных «мажоров» и прочих, озабоченных своим положением в этом «цивильном» мире, — в чем-то близкую (и даже ориентированную) на эстетику архаичных культур. Однако, при всем кажущемся примитивизме и небрежности, феничка всегда индивидуальна, уникальна и стильна, в ней нет никакого налета пошлости. Отсутствие же высокого изящества в данном случае (как с точки зрения «цивильности», так и в рамках собственного стиля) — более или менее осознанная установка, перенесение акцента с формы на содержание.
Смысловым ядром феномена фенички является, на мой взгляд, интимное пространство, выделенное из внешнего мира (достаточно враждебного — по крайней мере, неуютного) и пронизанное энергией братско-дружеской любви субкультурного социума (т.н. «системы»). Феничка становится материальной точкой опоры для созидания такого пространства, причем аккумуляция дружественной энергии происходит как вследствие связи с дарителем, так и через стилистическую и функциональную принадлежность фенички субкультурному социуму. Последнее — немаловажно. Не все фенички получены в дар, тем не менее и они организуют дружелюбное пространство. В том же случае, если феничку делают для возлюбленной или возлюбленного, пространство не сужается до любви двоих — в нем все равно присутствует вся любовь «системы», и в этом принципиальное отличие фенички от браслетов и цепочек из волос и прочих залогов бинарной любви в других субкультурах. (Впрочем, дарят ли фенички вообще, если в отношениях двоих нет оттенков дружбы и братства?)
Что касается этимологии слова «феничка», то на сей счет существует несколько версий. Первичным считается слово «фенька», которое, в свою очередь, возводят как к сленговому фенькаю (от англ. «thank you », благодарю), так и к «a thing» (вещь, англ.). Совмещение двух версий дает нам значение «благодарственная вещичка», что в некоторой степени помогает приблизиться к пониманию данного феномена.
Однако все эти толкования оставляют у меня чувство неудовлетворения и вынуждают вынести на обсуждение собственную версию.

Как мне представляется, слово «феничка» произошло от слова «фенчик». Этимология его неясна. Семантика туманна. В нем есть что-то от феномена, птенчика, ангельского венчика, возможно, даже птицы Феникс. Любые ассоциации здесь уместны.
«Феничка» является женской парой к «фенчику» не только формально лингвистически, но и как носитель женского начала (более пассивного, формообразующего) к носителю мужского начала (более активного, инициирующего), и с точки зрения логики генезиса — подобно Еве, сотворенной из ребра Адама, феничка происходит от своего небесного прообраза.
Однако самое интересное в том, что эта парочка, судя по всему, имеет некоторое отношение к процессу размножения ангелов. А вернее — обе.

Действительно: человек плодится и размножается, количество душ растет, и вопрос, откуда же берутся новые ангелы-хранители (ангелы, как известно, безбрачны), вполне естествен. Дерзну выдвинуть гипотезу: новые ангелы образуются при непосредственном участии человека. Как? — возможно, через социокультурный механизм, именуемый феничковой культурой.

О чем идет речь?

Феничка, если вдуматься, не является феноменом исключительно хиппи культуры (и ее модификаций), нечто похожее можно обнаружить и в других культурных системах. Я имею в виду не столько материальные предметы с близкими функциями, сколько некий универсальный принцип, определенное начало в человеческом социокультурном поведении, которое просматривается за этим явлением.
Феничка хиппи — часть хиппи мифологии и вместе с ней своими корнями уходит в культуру северно-американских индейцев — с ее культом дружбы и с ее известным отношением к предметам. Однако феничка — отнюдь не ремейк. Ее феномен сложнее. И он не исчерпывается ни ее ролевым поведением, имеющим столь очевидные параллели в архаичных культурах, ни ее мифогенерирующим зарядом (тенденция к дальнейшей мифологизации и к порождению мифопоэтических текстов у фенички весьма сильна). Все это становится очевидно, когда феничка хиппи, проникая в близлежащее, более «цивильное», пространство, лишается своей мифологической семантики (остается только некая аура, положительное эмоциональное поле, ибо генетическая связь с феничками хиппи культуры продолжает осознаваться). Здесь феничками называют уже любые вещички определенного стиля, часто никем не дареные, однако и они способны созидать дружелюбное пространство — в первую очередь через эстетику, уникальность, творческий и игровой импульсы, которые выходят на первый план и помогают в выяснении индивидуумом его взаимоотношений с миром.

В принципе, слову « феничка » можно дать еще более расширенное значение, чем то, которое оно получило на границе хиппи культуры.

Что же такое феничка? — Любой социокультурный акт (вещественный или нет), суть которого — в созидании дружелюбного творческого пространства микросоциума, защищающего индивид и микросоциум от внешнего мира и помогающего им этот мир освоить.
Данный тип социокультурного поведения так же важен в человеческом бытии, как и познание, самовыражение, создание эстетического идеала, сконцентрированные в т.н. «высоком искусстве».
Индивидуальный аспект в пространстве фенички, не менее значим, чем его дружелюбность. Он выражается как в бережном, и даже нежном, отношением к личности (своей и чужой), так и в определенном позиционировании миру — в котором, кстати, можно увидеть не только свободу и творчество, но и элементарный страх. Пространство фенички является одновременно закрытым и открытым, но мера его открытости, зависит от ее владельца.
Принцип феничковости универсален, но « работает» он лишь в локальных, преимущественно камерных, субкультурах (таких, например, как литературные салоны и кружки и подобные им тусовки). Проще говоря, феничка — вещь для внутреннего пользования. Однако она не опускается до уровня самодеятельности и графоманства — роль художественного начала в ней весьма велика (как и игры). Потому что дружелюбное пространство, о котором идет речь, отнюдь не сводится к безопасности, и никакими предписаниями или ритуалами его не построешь.
Эстетика фенички значима и знакова. Здесь допускается как небрежность формы, так и ее изощренность, однако сам тип отношения к форме — осмыслен. Феничка — штучка художественная, хотя и находится в некоторой оппозиции к «высокому » искусству.

Что еще можно сказать ?

Феничка сомасштабна человеку. Она не претендует на концепцию мироздания, хотя много о чем имеет представление. Она сторонится большой серьезности и никогда не уходит в абстракции. Феничка вообще не мнит о себе высоко и знает свое место. При этом она никогда не опускается до утилитарности и никода не становится простым украшением или товаром.
Феничка не претендует на эстетическое совершенство, хотя не безобразна и не вульгарна. Даже если она использует изощренную форму, она расценивает это всего лишь как творческую игру, как дружеское соревнование.
Феничка всегда несет в себе частичку души своего творца, но не озабочена самовыражением. Она радуется неповторимости друзей и очень дорожит дружескими связями. Она бескорыстна, легка. И абсолютно не агрессивна — ни ко своим, ни к чужим.
Феничка не выпендривается, хотя и выделяет себя из макрокультуры. А даже если и выпендривается — то в своем кругу и ни сколько не превозносясь, и не утрачивая самоиронии. Скорее, это игра в выпендривание.
Феничка игрива — и это ее неотъемлемое качество, — но играет не ради самой игры — а чтобы укрепить связи и наполнить сердца творческой энергией и радостью. Однако в этом вопросе (как, впрочем, и в других) она ненавязчива и предоставляет человеку полную свободу выбора — замкнуться в игре или осваивать новые миры.

В принципе, чистых феничек нет. И много спорного.
Действительно, является ли феничковой куртуазная культура? Или поэзия хайкай? Присутствует ли феничковое начало в постмодерне? В каждой субкультуре свои фенички и свои правила игры. Следует говорить скорее о тенденциях, об определенных чертах фенички в том или ином явлении.
Вопросов много: границы феномена и его метаморфозы, конкретные субкультуры, жанры, направления, феничковые и нефеничковые эпохи …
Однако оставим все это специалистам. Вернемся к нашим ангелам.

Когда в своих невидимых сферах ангелы играют друг с другом в шарик и радостно смеются, они испускают в наш мир фенчики – этакие элементарные частицы ангельской сущности.
(Если вам случиться обнаружить вашего ангела-хранителя играющим с другим ангелом, не торопитесь делать вывод, что вы оставлены без попечения. Возможно, вам просто показывают, как надо играть. Впрочем, кому что откроется).
Попадая в наш мир, фенчики оказываются во власти энтропии, и единственное их убежище — человеческое сердце (оно все-таки принадлежит к иным сферам и бессмертно).
Однако фенчик — живое существо и его надо постоянно прикармливать. Чем? — а тем, что соответствует его природе — происхождению от ангелов-хранителей и их радостного дружеско-любовного игрового общения. Феничка как раз для этого и подходит.
Итак, чтобы наш фенчик не умер с голоду, следует связать его с феничкой и преподнести в дар — как бросок шарика (последнее просто необходимо, вспомним, в какой игре он родился). Дар же этот должен быть дружеским и абсолютно бескорыстным.
Фенчик растет и крепнет и учится самостоятельно летать, и для этого нужен простор. (К сожалению, тенденции к замкнутости на игре в некоторых феничковых субкультурах слишком сильны, а это губительно).
Со временем фенчик начинает предпочитать особые фенички — те, которыми нельзя обладать, которые нельзя показать. Они такие эфемерные и ускользающие, в их неопределенности есть какая-то тайна, которая не дает покоя. Их аромат не исчезает… И непонятно, как на них ответить…
В конце концов, фенчик соединяется с молитвой — но с необычной. С такой молитвой о ком-то другом, в которой нет ни корысти, ни страха, ни напряжения — только благословение, радость, благодарение и удивление. — И тогда он расправляет крылья, преодолевает энтропию, возвращается в свои небесные сферы и становится полноценным ангелом.

P.S. В современном мире феничками называют уже совсем другое. Времена меняются, прежние культуры уходят под воду, остаются лишь оболочки слов — для каких-то примочек и фишек.
И, тем не менее, чтобы ваши потомки не остались без ангелов-хранителей, дарите друг другу фенички.